Признание в отрасли

Закрыть ... [X]

Бусел - информационный портал ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 декабря 2002 г. № 1745 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВЕДУЩИМ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВЕДУЩИМ В ОТРАСЛИ В целях дальнейшего совершенствования системы высшего образования и повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли. 2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1996 г. № 684 "О некоторых вопросах ведущего высшего учебного заведения" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 30, ст.796). 3. Министерству образования привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением. Премьер-министр Республики Беларусь Г.НОВИЦКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 16.12.2002 г. № 1745 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли 1. Положение о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли (далее - Положение) разработано в соответствии с частью четвертой статьи 33 Закона Республики Беларусь "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., № 33, ст.598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844) и регулирует порядок признания учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли. 2. Статус ведущего высшего учебного заведения (далее - вуза) предоставляется вузам в целях дальнейшего совершенствования системы высшего образования и усиления его роли в решении социально-экономических, научно-технических и иных задач развития экономики Республики Беларусь и устанавливает координирующую роль учреждения образования в национальной системе образования или на отраслевом уровне. Статус ведущего вуза признание предоставляется, если в системе высшего и среднего специального образования имеется несколько учреждений образования, родственных по профилю или отрасли. 3. В зависимости от уровня и сложности решаемых образовательных, научных и практических задач устанавливаются следующие статусы вузов: ведущий вуз в национальной системе образования; ведущий вуз в отрасли. 4. Ведущий вуз в национальной системе образования: координирует деятельность учебно-методических объединений вузов Республики Беларусь (далее - УМО) по разработке и внедрению образовательных стандартов специальностей, учебных планов и программ, подготовке учебников, учебных пособий и учебно-методической литературы, соответствующих профилю подготовки специалистов; разрабатывает методы и технологии обучения, обеспечивающие повышение качества подготовки специалистов соответствующего профиля; готовит рекомендации по развитию высшего и послевузовского образования в республике; осуществляет работу по эффективному использованию научного потенциала в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, укреплению связей с учреждениями Национальной академии наук Беларуси, другими научными организациями; участвует в решении социально-экономических, научно-технических и иных проблем развития экономики республики; 5. Ведущий вуз в отрасли осуществляет функции, указанные в пункте 4 настоящего Положения, исходя из необходимости решения проблем отрасли. 6. Для оценки результатов деятельности вузов используются следующие группы критериев: общие требования к вузам, которые учитывают показатели обучения и подготовки специалистов, научных и научно-педагогических работников, направления и значимость проводимых научных исследований, вклад в развитие экономики республики; критерии оценки соответствия статусу ведущего вуза согласно приложению. 7. Вуз, претендующий на предоставление ему статуса ведущего, направляет в Министерство образования Республики Беларусь: заявление на предоставление ему статуса ведущего вуза и соответствующее обоснование; информационные материалы о результатах деятельности вуза за последние 5 лет; проект положения о ведущем вузе, который разрабатывается в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь; ходатайство республиканского органа государственного управления - учредителя вуза. 8. Министерство образования Республики Беларусь в месячный срок рассматривает документы о предоставлении статуса ведущего вуза и в случае их соответствия формирует состав экспертной комиссии. 9. Проведение оценочных действий на соответствие статуса ведущего вуза осуществляется органами и экспертами по схемам и процедуре, предусмотренным законодательством об аттестации и аккредитации учреждений, обеспечивающих получение высшего образования в Республике Беларусь. Экспертиза представленных документов может проводиться одновременно с аттестацией или аккредитацией вуза. 10. Документы о предоставлении статуса ведущего вуза одновременно направляются в Республиканский совет ректоров учреждений образования, который дает свое заключение и направляет его в Министерство образования Республики Беларусь. 11. По результатам экспертизы и заключения Республиканского совета ректоров учреждений образования коллегия Министерства образования Республики Беларусь в установленном порядке принимает решение о соответствии или несоответствии требованиям, предъявляемым к статусу ведущего вуза. 12. Решение о предоставлении статуса ведущего вуза в национальной системе образования принимает Совет Министров Республики Беларусь по представлению Министерства образования Республики Беларусь. 13. Решение о предоставлении статуса ведущего вуза в отрасли принимает Министерство образования Республики Беларусь совместно с республиканским органом государственного управления - учредителем вуза. 14. Требования к ведущему вузу, порядок использования выделяемых ему ресурсов устанавливаются в положении, разработанном для конкретного вуза республиканским органом государственного управления - учредителем вуза и согласованном с Министерством образования Республики Беларусь. 15. Вуз на основании решения о предоставлении статуса ведущего в установленном порядке вносит изменения и дополнения в свой устав, который утверждается соответствующим республиканским органом государственного управления. 16. При установлении несоответствия критериям оценки вуза по результатам аттестации или аккредитации решение о предоставлении статуса ведущего может быть отменено или приостановлено в установленном законодательством порядке. Приложение к Положению о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли Критерии оценки соответствия статусу ведущего вуза ---------------------------------------------------------T------------T------- ¦ Ведущий в ¦Ведущий Показатели ¦национальной¦ в ¦ системе ¦отрасли ¦образования ¦ ---------------------------------------------------------+------------+------- 1. Уровни и ступени образования: контингент обучающихся (тыс.человек) не менее 10 8 подготовка специалистов с высшим образованием + + подготовка бакалавров + + подготовка магистров + + аспирантура (адъюнктура) + + докторантура + +/- повышение квалификации для специалистов отрасли + + повышение квалификации для преподавателей вузов + + довузовская подготовка абитуриентов + + 2. Ресурсы 2.1. кадры: наличие докторов наук, профессоров (в процентах от общего числа профессорско-преподавательского состава) не менее 10 7 преподаватели, работающие на постоянной основе, выполняют не менее 50 процентов учебной нагрузки + + профессорско-преподавательский состав, работающий на постоянной основе (включая совместительство), имеет ученые звания и степени (в процентах) не менее 50 45 число студентов дневной формы обучения на одного доктора наук, работающего на постоянной основе или по совместительству, не менее 150 + + количество преподавателей, прошедших повышение квалификации за последние 3 года (в процентах) 20 20 наличие штатных научных сотрудников + + 2.2. информационное обеспечение: количество научной и учебной литературы в библиотеке не менее (количество млн.экземпляров) 1,5 1,3 наличие библиотеки и читального зала с количеством мест из расчета 15 процентов от числа студентов дневной формы обучения + + наличие читального зала для научных работников + + наличие учебников и учебных пособий по каждой дисциплине на одного студента дневной формы обучения не менее 0,2 + + наличие учебно-методических материалов и контрольных заданий, предусмотренных программой каждой дисциплины, не менее одного комплекта на каждого студента заочной формы обучения + + доступ к электронным источникам информации + + возможность для студента тиражирования учебных материалов + + 2.3. материальная база: наличие специализированных научных (творческих) лабораторий и лабораторий научно-исследовательских работ студентов + + обеспечение специализированными лабораториями, кабинетами, учебными полигонами, мастерскими в соответствии с образовательным стандартом каждой специальности + + наличие издательского центра (отдела) для обеспечения потребностей учебного процесса + + использование внебюджетных средств для развития материальной базы (кроме учебных заведений, которые имеют только бюджетное финансирование) + + 2.4. вспомогательная и оздоровительная база: пункт питания + + медпункт + + база отдыха (спортивно-оздоровительная база) + + общежитие + + 3. Научная (творческая) деятельность 3.1. организация научной (творческой) деятельности: наличие научных (творческих) школ по направлениям и специальностям, соответствующим профилю вуза + + количество научных специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров высшей квалификации, не менее 50 10 наличие советов по защите диссертаций: докторских + +/- кандидатских + + наличие в структуре вуза научно-исследовательских и научно-производственных подразделений (институтов, центров, предприятий) не менее 5 2 исполнение функций головной организации по заданиям государственных научно-технических программ, участие в ГНТП (проектах) + +/- наличие перспективной программы научных исследований + + финансирование научных исследований из средств вуза + + проведение плановых научных исследований с участием студентов, аспирантов и докторантов + + 3.2. результаты научной (творческой) деятельности за последние 5 лет: наличие патентов на изобретения и лицензии; созданные музыкальные произведения, программы; записи на радио и телевидении, выставки, конкурсы + + издание сборников научных трудов + + публикация монографий (0,05 от числа научных тем) + + издание учебников и учебных пособий за год (0,01 от количества преподавателей) + + издание учебно-методических пособий за год (0,05 от количества преподавателей) + + издание научного журнала или другой периодической научной литературы + + участие студентов в конкурсах научно-исследовательских работ + + 4. Воспитательная деятельность: план мероприятий воспитательной работы в вузе + + программа социальной защиты студентов вуза + + деятельность совета (отдела) по воспитательной работе + + деятельность информационно-методических кабинетов + + деятельность кабинетов психологической помощи студентам + + наличие кураторов, воспитателей + + профком студентов + + студенческий совет вуза + + спортивный студенческий клуб + + деятельность самодеятельных кружков, клубов и другая внеучебная работа + + многотиражная студенческая газета + +/- 5. Международная деятельность участие в деятельности международных образовательных организаций и ассоциаций + + участие в международных образовательных, культурных, научных программах, проектах + + обучение иностранных граждан + + обмен с зарубежными вузами стажерами и студентами + + организация и проведение международной конференции + + наличие договоров с другими учреждениями образования и исследовательскими организациями о творческой совместной деятельности + + 6. Планирование деятельности вуза: перспективный план (программа) развития вуза + + индивидуальные планы работы преподавателей + + планы научных исследований + + планы международной деятельности + + Примечания: 1. Используемые в данном приложении значки имеют следующее значение: + - обязательное выполнение требований; - - показатель не применяется; +/- - соблюдение показателя не является обязательным, но допускается его применение; - данный показатель оценивается экспертным путем. 2. Под педагогической подготовкой преподавателей понимается наличие собственно педагогического образования или факта прохождения обучения по педагогике высшей школы на курсах повышения квалификации или в аспирантуре. 3. Площади помещений вуза должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам. Вновь создаваемые вузы необходимо размещать в экологически чистых условиях, подтвержденных заключением экологических служб, с учетом перспективы развития. 4. Здания вузов должны соответствовать требованиям нормативных документов о безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-гигиеническим требованиям. Разделы Популярные новости Курсы валют Национального Банка РБ 15.03.2018 16.03.2018 Евро 2.4241 2.4203 Доллар США 1.9589 1.9581 Фунт стерлингов 2.7323 2.7301 Российский рубль 3.4422 3.4354 Украинская гривна 7.5097 7.4354 Польский злотый 5.7511 5.7376 Японская иена 0.18381 0.18487 Народный вопрос-ответ Статистика Правовые акты по году принятия

БУСЕЛ © 2008-2017. При использовании материалов ссылка на источник обязательна


Источник: http://www.busel.org/texts/cat9ux/id5cwiynp.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Об утверждении Положения о порядке признания учреждения, обеспечивающего - Как сделать самой видео с днем рождения

Признание в отрасли Признание в отрасли Признание в отрасли Признание в отрасли Признание в отрасли Признание в отрасли

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ